Первая мысль была, как начать этот пост, - написать - «Мой первый костюм». Это при том, что через мой гардероб прошло уже не менее дюжины костюмов всех мастей и расцветок. Все мы отлично помним оговорки и описки по З.Фрейду. Так ли далека от истины была эта моя описка? Это мой первый bespoke костюм! Может быть, именно с этого заказа, я и приобрел свой первый настоящий костюм? Итак, - Мой первый костюм. Первый блин комом? Ничуть! Теперь поподробнее о моем опыте пошива костюма у
частного портного Анатолия Гулиды (рис. 1).
Рис. 1. «Мой первый костюм»
Знакомство с Анатолием Гулидой произошло еще летом 2009 г. через всем известный
SF форум. Тогда мы и решили совершить совместный проект - сшить для меня bespoke костюм. Как не трудно догадаться по прошествии трех месяцев, проект оказался очень непростым, поэтому результаты его могу продемонстрировать Вам только сейчас. Встречались мы с Анатолием в общей сложности порядка семи раз, из них три - это были примерки. Анатолий очень простой и легкий в общении "мужчина в полном расцвете сил", которого очень тяжело переубедить в некоторых вещах, которые касаются того, как должен выглядеть современный мужской костюм. К счастью в основном его принципиальность в подходе к пошиву костюма пошла только на пользу моему заказу.
Первый этап проекта, как ни странно, самый простой и приятный для меня, - это был выбор ткани из большого количества каталогов ткани Ariston и Dormeuil, полученных мною от Анатолия. Тканей, как обычно было море, а выбрать нечего.. В итоге был выбран безоговорочно только один вариант ткани из каталога осень-зима Ariston. Шесть 100%, австралийский меринос, очень красивая и приятная на ощупь - все, о чем можно мечтать в наши суровые непогоды (рис. 2-4).
Рис. 2-4. Выбор ткани Ariston
Общие параметры костюма были отвественно зафиксированы клиентом и еще до начала проекта тщательно донесены до портного:
1. Цвет ткани - серый в синюю клетку (в результате её ушло на костюм 2.80 м.);
2. Ткань - шерсть 100% (в результате - Ariston, австралийский меринос, 300 gr/mtl);
3. Пуговицы - материал рог, цвет темно коричневый, пришитые крестиком на ножке;
4. Модель пиджака - однобортный, незаостренный обычный лацкан, непокатое, заостренное кверху плечо, две шлицы сзади, немного укороченный спортивный вариант;
5. Карманы пиджака - горизонтальные-ненаклонные, два больших боковых - не внешние, один тикет-покет слева над большим, один нагрудный - не внешний, внутренние - стандартные;
6. Пуговицы - спереди три для двух рабочих, на рукавах раскрытые пять.
7. Модель брюк - под ремень, без защипов, тикет-покет, раздвоенный пояс сзади, два кармана сзади на пуговицах, укороченные штанины, ширина 22 см, манжеты 5 см.
Второй этап проекта. Согласовав основные параметры костюма, и дождавшись доставки ткани, мы отправились в магазин за всеми необходимыми расходными материалами для костюма - пуговицы, подклад, подплечники и т.п. Там затоварились по полной, после чего начался непосредственно процесс таинства создания bespoke костюма, в котором я понимаю не очень хорошо, поэтому далее передаю слово автору этого произведения искусства - портному Анатолию Гулиде (его комментарии выделены курсивом) с вкраплением без курсива моих небольших никому не интересных фраз (рис. 5-9).
Рис. 5-9. Раскрой ткани, постановка силков и сбор бортовки
Раскрой ткани. Выбранная ткань сама по себе очень сложна в обработке (рыхлая структура, очень мягкая, не устойчивая основа), да ещё крупная клетка, несимметричная (горизонтальная полоска на 2 мм. шире вертикальной). Поэтому раскроить такую ткань не просто, сложно нанести на неё какие-либо линии и вырезать по ним. Надо вырезать так, чтобы рисунок на всех деталях был симметричен, а поперечная полоска, там где это положено и, где это возможно, после всех манипуляций, совпадала в готовом изделии.
Постановка силков. Наиболее точный перевод линий, что касается ткани, с одной детали на другую. Очень трудоёмкая операция, но не требующая особой квалификации.
Сбор бортовки. Основная деталь бортовой прокладки и столбик из конского волоса основная деталь из конского волоса (конский волос натуральный). Состав бортовки (бортовая прокладка): шерсть, хлопок , вискоза, конский волос (малое количество). Прокладки из конского волоса: конский волос, хлопок - 100%. Причём волос располагается по утку, а хлопок по долевой. По этому основная деталь из волоса подрезается по долевой и даёт упругость поперёк, а столбик - по утку и , соответственно, по долевой. Затем всё это выстёгивается на руках, ставится сводка- белая полоска х/б ткани, ею стягивается бортовка в определённых местах, чтобы добавить объёма в области груди. Всё это накрывается тонкой фланелью х/б 100%. Бортовка собрана (рис. 10-14)
Рис. 10-14. Выройка деталей пиджака
Первая примерка костюма, если ее можно так назвать, для меня была очень забавной - это был макет из зеленой лекой брезентовой ткани :) Сидел костюм уже не плохо, но выглядел я в нем, как пограничник. Оказалось, что эта примерка вообще не считается, а "настоящая" первая примерка (далее и будем вести подобную нумерацию) - это вторая реальная примерка, которая тоже меня позабавила, т.к. через неделю от костюма я получил только странную жилетку с начерновую часто-часто простроченными лацканами и от зеленого макета приставные к ней рукава :) (рис. 15-16).
Рис. 15-16. Первая примерка "от жилетки рукава" :)
А вот что думает о первой примерке Анатолий - у него впечатления, не такие веселые :)
Подготовка к первой примерке. Стачиваем вытачки на полочке (передняя часть пиджака), притачиваем отрезной бочок, если ткань не в клетку - стачиваем верхнюю и нижнюю половинки рукавов. В данном случае рукава вырезаются после второй примерки, где в качестве рукавов - макеты. Делаем влажнотепловую обработку; разутюживаем швы на полочке, там где надо сутюживаем , где надо оттягиваем. Одним словом - придаём нужную форму деталям. Обрабатываем карман - листочку на полочке. Наметываем полочки на бортовку. В области бортов делаем это так чтобы бортовка была несколько лишней относительно ткани верха. Выстегиваем в ручную , держа лацкан бортовкой вверх, заворачивая его к полочке. Если сделать всё правильно - то лацкан никогда не будет смотреть на хозяина. Смётываем спинку с полочкой (боковой шов), плечевой шов. Первая примерка готова. На первой примерке уточняется ширина изделия , длинна, баланс (не расходятся ли , или наоборот, не сходятся ли чрезмерно полочки, не отлетает ли спинка и т.д.) Уточняется ширина и длинна рукава, ширина и длинна лацкана, местоположение петель, предварительное местоположение рукавов.
Осноровка. Обмеляем все детали так как они будут выглядеть в готовом виде. Подрезку опускаем, т.к. - неинтересно (рис. 17-19).
Рис.17-19. Манекен в жилетке с осноровкой
Во время второй примерки к жилетке и рукавам от макета добавился нагрудный карман, воротник и еще один клетчатый рукав! Возможно так и нужно, но не исключаю возможности, что Анатолий просто изделвался надо мной за неимением времени пришить уже наконец нормальные рукава к моему пиджаку :) Оказалось это действительно важно (рис. 20-21).
Рис. 20-21. Вторая примерка - "Рукава-то не мои!" :)
Результаты второй примерки. Смотрим нет ли складок по горловине и плечевым швам, как лежит лацкан, не затягивает ли его воротник. Отмечаем местоположение пуговиц на полочке. Отмечаем точное местоположение рукавов. Почему они не из основной ткани и разные? Чтобы в готовом изделии рисунок совпадал (как в нашем случае) мне нужно знать точное место рукавов. А разные, чтобы определить точное местоположение рукавов - нужны оба. Один из хлопка а другой из не дорогой полушерсти, чтобы его можно было заправить (придать форму) как основной. Банальная экономия.
Рис. 22-24. Раскройка брюк
Пошив брюк. Про брюки ничего не буду писать. Если возникнут вопросы - отвечу.
Про пошив брюк Ататолий сказал так - наверное, шить брюки очень просто и неинтересно :) (рис. 22-24)
Рис. 25-26. Третья примерка - "рукава и брюки коротковаты"
На третьей примерке готового в целом костюма мы с Ататолием сошлись во мнении, что рукава пиджака и брюки коротковаты, и категорически не сошлись в том, - что борты у пиджака и ширину рукавов можно было бы сделать поуже. На чем благополучно и остановились (рис. 27-31)
Рис. 27-31. Пузатый манекен в моем пиджаке и детали:)
На самом деле этот пункт должен был быть в середине повествования, но мне кажется он Важен именно здесь после того как все этапы пошива костюма позади - нужно обратить внимание на ювелирную обработку различных элементом пиджака костюма мастером вручную. Это просто шедеврально!
Обработка деталей пиджака. Обработка места под петли. Бортовка, в том месте где будут петли, высекается и закрепляется. Чтобы петли были тонкими и изящными. Далее проводится постановка ниток, долевиков и кромки по борту. Все долевики и кромки устанавливаются на руках т.е. вручную и закрепляются, тоже вручную. Заделываем карманы. Всего их в этом пиджаке - 8. Прошу обратить внимание на скрепки в краях карманов. Они выполнены в узелковой технике, не навесные, т. е. сделаны не для красоты, а реально предотвращают края карманов и край петли, в процессе эксплуатации, от разрушения. Заделываем борта, шлицы, низ изделия. Прежде чем заделать борта, на них, в данном варианте , обрабатываются карманы. Затем прикрепляем их (борта) к бортовке и накрываем полочку подкладкой, вручную. Вспушиваем борта и вымётываем петли, в ручную же. Не забываем про навесную петлю на левом лацкане, с изнаночной стороны , под петлицей, куда вставляется черенок цветка. Смётываем и стачиваем боковые швы и плечевые. Вмётываем нижний воротник и рукава. Нижний воротник выстёгивается на руках так же как и лацканы, в такой же технике (рис. 32-36).
Рис. 32-36. Обработка деталей пиджака
Про брюки хочется сказать только то, что очень приятно осознавать, что они собраны очень аккуратно, полностью вручную, как и весь костюм, и являются неотъемлемой его частью (рис. 37-41). А как приятно в них находиться, но это уже другая история :)
Рис. 37-41. Особенности пошива брюк
В целом, проследив пошив моего костюма от начала, до конца, можно уже и посмотреть, как он на меня таки присел. По-моему все вышло отлично! Из-за некоторых вещей мы ругались с Анатолием до хрипа - победил Анатолий так что, если что вдруг не понравиться - виноват он, Если все супер (в чем я собственно уверен), то, конечно, молодец - я :) Сидит костюм, как влитой (рис. 42-45).
Рис. 42-45. Собственной персоной - хорош однако :)
В окончание поста отдадим немного дани главным фигурантам этого проекта. Во-первых, отличная ткань австралийский меринос, надеюсь будет носиться очень долго, а удовольствие которое получаешь ощупывая ее - бесконечно и т.п. Спасибо Ariston за ткань! (рис. 46)
Рис. 46. Ткань костюма - Ariston Napoli
Барабанная бробь!!! И главное спасибо! Огромное спасибо частному портному Анатолию Гулиде, который сшил для меня этот отличный костюм! Ура! Знайте, у того, у кого в правом внутреннем нагрудном кармане пиджака имеется вот такая бумажка, на которой написаны основные параметры костюма и фамилия Анатолий Гулида, это товарищ большой - счастливец и баловень судьбы, так как он носит самый лучший bespoke костюм, полностью бережно собранный из бесконечного количества деталей замечательными портным и просто чудесным человеком Анатолием Гулидой (рис. 47).
Рис. 47. Bespoke костюм от Анатолия Гулиды
Ух-х.. Однозначно, лучший мой пост! С комментариями Анатолия вышло просто-таки энциклопедическое сопровождение - самоучитель по пошиву bespoke костюма в домашних условиях! Отличный костюм получился - отличный опыт для меня. Лиха беда - начало. Всем спасибо! Шейте вещи на заказ!
P.S. К сожалению не удалось сделать все фото кликабельными, буду делать отдельные фото таковыми в случае повышенной заинтересованности к ним со стороны читателей. И, да, - Анатолий Гулида отвечает на Ваши вопросы в комментариях :) Спасибо!
Прекрасная ткань! И сидит костюм хорошо.
ОтветитьУдалитьИ хочется чего-то найти, покритиковать - а нечего. А, вот, - манжеты на брюках не слишком ли высоки?
(И еще мне очень хочется увидеть крупным планом фото №30, где изображена обратная сторона лацкана с петлицей, - что там за закрепка для бутоньерки?)
Твинс, спасибо большое за отзыв!
ОтветитьУдалитьМанжеты на брюках - 5 см. Наверное, это все идет от Вашей старой нелюбви к Т.Брауну :)
Специально по Вашей просьбе даю ссылку на крупное фото. Петелька достаточно простая - одинарная плотная нитка, закрепленная с двух сторон - http://s58.radikal.ru/i159/0912/5c/3b9233956a13.jpg
Ну вот и прочел, жаль нельзя фото побольше.
ОтветитьУдалитьИтак начнем.
Сначала хочу Вас предупредить о том, что мастеров(разного профиля) надо разделять на "своих" и "чужих". Нельзя говорить о том, что Вы Святой, можете реализовать проект костюма сам. Это не верно и не корректно. Во-первых, Вы не шьете его лично, а во-вторых, каждый мастер имеет свой почерк. От этого не убежать. У меня с этим тоже проблема. У меня есть знакомая мастер-парикмахер, довольно часто к ней хожу в последнее время, так она никак не хочет делать косыми виски, только прямые, пусть и короткие. Я уже и так и сяк, она ни в какую. Но все остальное делает просто прекрасно. Такова природа и амбиции хорошего мастера, увы.
Костюм.
Еще скажу, мне понравился, как ткань так и посадка. Минимальные морщины под мышками сзади - дань комфорту, мне кажется они допустимы, хотя может я ошибаюсь. Надо спросить у Григория.
Брюки: Я не замечаю от Вас абсолютно никаких усилий в направлении повышения стройности силуэта. Не могу сказать, что это плохо,или что мне не нравится, но отказ от манжет и, возможно, более широкие сверху брючины(чтобы смягчить переход от самой талии до уровня ширины в коленях) смогли бы....сбалансировать образ, что ли(ВОЗМОЖНО). Если Вы вдруг решитесь пойти по этой дороге.
Пиджак: даже не знаю на чем сакцентироваться. Он мне просто понравился.
В целом же, считаю Ваш опыт удачным.
Ну и, естественно, большое Вам спасибо за интереснейший рассказ!!!
С уважением, Каратт
Каратт, спасибо за огромное за взвешенный как всегда конструктивный комментарий. Мастер-художник - это не всегда хорошо, но как говорится художника может обидить каждый. Вот и приходится истину рождать в боях :))
ОтветитьУдалитьСтройности от силуэта брюк не ищу, - то чего добился в последнее время меня устривает. Созданный мною образ костюма для себя сейчас меня устраивает мне в нем комфортно - это самое для меня главное. Мнения спецой узкого профиля, как и художжников слышу и слушаю, но пока не готов предать комфорт своего восприятия образа, который вижу сейчас. Несмного сумбурно, но мысли мои такие.
И Каратт, - Вы мой герой дня за фразу, что телосложение не должно быть завязано на фасоне и цвете одежды. Я сам исренне в этом уверен.
Спасибо Вам!
Святой, спасибо за лестные слова.
ОтветитьУдалитьМне просто кажется, что люди слишком сильно верят в некие установки, которые мягко говоря не совсем верны. Клетка полнит, - только для худых, точка. Да нет такого! Клетка? Какая клетка? Клетка бывает контрастной и почти невидимой, она бывает одинарной и типа принц Уельский(которая иногда с двух метров воспринимается как фактурная ткань), бывает с большим и бывает с маленьким рапортом, бывает симметричной и несимметричной(горизонтальные и вертикальные составляющие разные). Ну нельзя говорить, что кому-то нельзя носить клетку!!!
Если сказать, что Вам нежелательно носить контрастную грубую(с широкой линией) клетку с большим рапортом, то, возможно, совет был бы хорошим(в Вашем случая я не знаю, может быть Аби сможет помочь, это лишь пример).
В любом случае "нельзя носить клетку" - однозначно неверная установка на жизнь.
имхо
С уважением, Каратт
Каратт, еще раз скажу спасибо! Согласен с Вами и добавлю, что хорошо и грамотно посаженная по фигуре одежда, даже из самых сложных клеточных расцветок может классно смотреться даже на самых сложных фигурах, если без предвзятости к этому относиться. :) Это как неприятие разноцветных носков, только в другой ипостаси.. :))
ОтветитьУдалитьУважаемый Святой, рада Вас приветствовать! Это Аби.
ОтветитьУдалить:) Дорогой Caratt, Вы словно повелитель духов: раз уж упомянули – невозможно не явиться.
Вот: явилась. Сразу скажу, что буду выступать в амплуа доброго духа – больно уж мне тут нравится.
Я бы хотела озвучить мнение английских консультантов по имиджу. Оно основано на практических наблюдениях. За что купила – за то и продаю.
1. Неконтрастная клетка, правильно подобранная по масштабу (ув. Святой – в десятку!!) не может сделать ничего ужасного с мужской фигурой.
2. Неконтрастная клетка правильного масштаба не рекомендуется только в том случае, если клиент сомневается: можно ли ему носить клетку или нет. Не переубеждаем. :) То же самое, впрочем. относится и к кепкам, и к шляпам Борсалино.
3. Фото-камера ВСЕГДА относится к нам критически; любительская – зачастую враждебно. Уверена, что Ваш костюм еще лучше, чем на фото.
С наилучшими пожеланиями,
Татьяна.
Ой, Татьяна, спасибо большое, что заглянули!
ОтветитьУдалитьЯ, честно..., э-э просто плачу :)) от счастья. Спасибо за Ваши слова и просто поддержку. Как Вы однажды очень вовремя и очень метко подметили - "Важно не что сказать, а как сказать." В Вашеи теперешнем отзыве великолепны и "Как" и "Что". Не был бы брутальным мужчиной с широким торсом и бедрами, которому с детства категорически противопоказана клетка, точно разревелся бы :))) Спасибо еще раз большое!
Агааа... Знали бы Вы, сколько времени я провела в Вашем блоге в слезах умиления, Вы бы так не шутили :).
ОтветитьУдалитьОтноситься к гардеробу как к приключению - это выше всяких похвал!
:) Нету у меня на Вас подходящих слов восторга.
Поэтому и молчу обычно.
В ожидании новых записей,
Татьяна.
Ну вот и обменялись любезностями, что называется :)) Вогнали меня, Татьяна, в полнейшую, конечно, в соответствии со стилистикой блога, фиалковую краску. Теперь, чтобы вообще сохранить какой-нибудь цвет лица, придется, видимо, в основном через личные сообщения спрашивать про цветосовпадения, показанные моему брюнетно-зеленоглазому телосложению и проч. Но не удержусь, однако, и задам здесь маленький вопрос: "С точки зрения цвета, каким мужчинам (блондинам - брюнетам) больше показана расцветка представленного в посте серо-клетчато-голубоватого костюма?
ОтветитьУдалитьСпасибо Большое!
Уважаемый Святой, этих оттенков серого и голубого совершенно точно нет в палитрах у темного и теплого типажа. Т.е. для того, чтобы получить от спесиялиста предложение никогда не употреблять этих цветов в гардероба, нужно быть либо черноглазым и черноволосым господином, либо рыжим любой степени рыжести (от светлого до темного). Да и то: нет правил без исключений (ведь, если нельзя, но очень хочется – то можно!).
ОтветитьУдалитьПрименительно к остальным колоритам это сочетание является практически универсальным. Например, с оттенками синего или коричневого сложностей и нюансов гораздо больше.
:) Спасибо за вопрос!
Татьяна
Татьяна, ого, спасибо большое за разъяснения! Вы еще больше меня утвердили в том, что если сильно хочется и комфортно в этом, то можно - надевать все нравится (почти:).
ОтветитьУдалитьКстати, если не против, может быть примете участие в моем проекте-опроснике для профессионалов SF, как стилист? См. следующий пост. Было бы очень интересно.. Если не против, мне будет нужна Ваша почта, чтобы сбросить вопросник (можно мне в личку).
И спасибо за то, что подключились к дисскуссиям в моем блоге!
Мастер бесспортно имеет высокую квалификацию!, особенно на фоне того, что портновское ремесло сегодня не в фаворе и конкуренция среди исполнителей одиночек отсутствует, что позволяет не уделять должного внимания "мелочам".
ОтветитьУдалитьПо сути (кроме озвученного): 1.спинка пиджака раскроена с нарушением правила расположения рисунка. А именно: ОТ ТАЛИИ ДО НИЗУ ДОЛЕВАЯ НИТЬ (полоса рисунка)ДОЛЖНА БЫТЬ РАСПОЛОЖЕНА ВЕРТИКАЛЬНО! Это негласное международное правило, обусловленное эстетикой и функциональностью (косые срезы вытягиваются).
2. Сзади рисунок воротника не явился продолжением рисунка спинки (вертикальные полосы).
3. Заломы в подмышечной области со стороны спинки (в том числе и на РУКАВАХ)--- следствие недоработки в процессе примерки. Мастеру под силу заметить неточность в определении наклона плечевого среза спинки и более точно распределить и СУТЮЖИТЬ посадку рукава.
4. В брюках неточен БАЛАНС --- косые заломы при виде сбоку.
КАЧЕСТВО ПОШИВА (исполнение всех, традиционно портновских, операций)--- НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ!
Сравнение с аналогичным Итальянским и Английским исполнением --- НЕ ЧУТЬ НЕ ХУЖЕ, но и НЕ ЛУЧШЕ!... Достойно, но учитывая, что исполнял ХУДОЖНИК, а не "вечно-голодная" бригада (поточным методом), --- Простите, позволил себе такую критику.
Виктор(Одесса).
Виктор (Одессса), добрый день!
ОтветитьУдалитьВы не представляете, как я рад видеть Ваш комментарий в этом посте. Все по сути и очень четко! Спасибо большое за него!
Думаю Анатолий, как художник, сможет прокомментировать Ваши замечания более адекватно, чем я. Я же могу только согласиться, наверное? Хотя визуально и эстетически значимость шедевра Анатолия для меня Ваши комментарии не уменьшают :)
Ваши замечания наводят на мысль, однако, о том, что Вы уверены, будто лучшие портные, как и в советское время все еще обитают в Одессе? :) Не планируете покорять Москву и наездами собирать заказы здесь? :))
P.S. Повторно прошу принять участие в опроснике, о котором я Вам писал в личке. Спасибо еще раз!
Святой, я вынес субъективную проф. оценку (не умаляя труда и знаний Исполнителя). Если бы Анатолию вдруг захотелось комментировать мои замечания, это стало бы оправданием перед Вами, как перед клиентом. Я бы этого не пожелал, так как считаю его достойным мастером, допустившим некоторые неточности. Но так как Вы, как клиент, пожелали услышать беспристрастное мнение, --- то оно озвучено. Добавлю, что безупречные вещи не всегда удаются и " королевским" портным. Не воспримите это "тактическим ходом" (достаточно просмотреть некоторые фото костюмов принца Валийского Чарльза)... Надеюсь Анатолий найдёт мои замечания справедливыми и примет критику достойно.
ОтветитьУдалитьЗа Одесских портных... Вы промахнулись,... их нету даже в катакомбах, одно время встречались в Израиле и Америке... Я не делю портных на Московских, Одесских..., Итальянских, Английских... Мастер --- это личность, работающая над собой, тем более в век информационного бума. Как это ни странно, но и в Индии и в Китае есть мастера европейского костюма. И возможно (хоть в это не хочется верить) отдельный Азиат виртуознее своего Европейского коллеги.
С уважением! Виктор(Одесса).
Анатолий Гулида, похоже не совсем разобрался как отвечать на вопросы прямо в постах. Всю нешуточную дискуссию по поводу очередного моего клетчатого эксперимента можно прочатать на SF форуме - http://style-forum.ru/klassika/40-klassicheskiii-kostyum-4.html#post26783
ОтветитьУдалитьВ целом, хорошо. Кроме одного "но"... Это "больная тема" английских и пр. европейских портных, как я уже заметила, у Анатолия она тоже отметилась. Все костюмные ткани - с ворсом. А все ворсовые ткани кроят исключительно в одном направлении - сверху вниз! У вас рукава выкроены в обратную сторону. Поэтому, если они потеряют внешний вид раньше, чем остальные детали пиджака (ворс на рукавах просто сломается при чистке, так как происходить это будет против ворса), благодарите за это мастера. Возьмите это на заметку, на будущее.
ОтветитьУдалитьВалентина, спасибо за комментарий.
ОтветитьУдалитьЯ до сих пор слабо разбираюсь как нужно кроить ткань, поэтому зачастую попадаю в конфузы с индпошивом до сих пор - то мне кажется что клетка странно выглядит на сорочке из-за неверного кроя, то плетение нити фланели кажется должно быть вертикальным - а выглядит горизонтальным. Если Вы говорит, что портной может здесь ошибиться, то что уж говорить о обычном клиенте... Проблема есть.