1 февраля 2010 г.
"Застава Ильича" Марлена Хуциева
Давно хотел, но только вчера впервые посмотрел на DVD фильм, который называют одним из главных событий советского кинематографа 60-х годов, - киноленту «Застава Ильича» (или в первоначальной версии названия - «Мне двадцать лет») Марлена Хуциева. Трудно подобрать эпитететы, чтобы охарактеризовать всю глубину, целостность и правдивость этого киношедевра. Этот фильм, по моему мнению, - настоящий кинематограф, в том виде, каким он должен быть.
Рис. 1. Обложка киноленты «Мне двадцать лет»
История фильма проста. В качестве стороннего зрителя, без выводов и умозаключений мы наблюдаем киноповесть о молодежи шестидесятых годов. Николай, Слава и Сережа двадцатилетние москвичи - очень разные и по характеру, и по образу жизни. Но это не мешает их дружбе. Перед каждым из друзей встают свои житейские проблемы, они, как могут, справляются с ними, по ходу сюжета размышляя о вечных жизненных ценностях. История и тема фильма напрямую перекликается с книгами Э.М. Ремарка (Три товарища, Триумфальная арка) и Шекспира (Гамлет, Ромео и Джульетта).
Многочисленные идеи же фильма совсем неочевидны - до них нужно докапываться. Задавая вопросы, фильм дает мало ответов. Заставляет думать и переживать. Что есть жизнь, что есть работа, что есть любовь, что есть дружба и т.п.? Каждый ищет и большинство самостоятельно находит ответы в возрасте двадцати с небольшим лет - столько же и героям фильма. Забавно звучит, но в фильме можно найти параллели и с такими современными голливудскими «идейными» кинолентами, как например, «Бойцовский клуб» или «Игры разума» и т.п.:)
Рис. 2-4. "Ромео и Джульетта" - В.Попов и М.Вертинская
Важной составной идеей фильма является город. Чудесные виды, бесконечные прогулки и утерянная нынче романтика совершенно пустой, безлюдной Москвы. Город во все времена года (первый снег, первая капель) и его жители шестидесятники (майская демонстрация, осенний субботник) - важные составные идейные элементы этой киноленты. В фильме можно наблюдать отличные виды старой Москвы и Таганки, в том числе, за что фильму отдельная благодарность! Застава Ильича - это название площади у бывшей старой Рогожской заставы и современного метро "Площадь Ильича" в Таганском районе.
Рис. 7. Редкие кадры прокладки садового кольца в районе Таганской площади в 60-е годы
Можно искать и находить в фильме и более сложные идеи такие, как например, противостояние советскому режиму. Эти идеи были легко найдены в фильме тогдашним Генсеком Н.Хрущевым, благодаря чему съемки и выход фильма растянулся с 1959 г. до 1964г., а фильм был частично урезан и переснят. Авторская версия киноленты была реабилитирована и вышла только в конце 80-х годов.
В фильме принимали участие большая часть молодой творческо-интеллектуальной элиты времени начала оттепели 60-х годов. Зарекомендовавший тогда уже себя Марлен Хуциев в тандеме с молодым начинающим тогда драматургом-дебютантом с трагической судьбой Геннадием Шпаликовым и опытным оператором Маргаритой Пилихиной создавали изначально культовый фильм. Таким он и стал еще до выхода. Только в эпизодах в фильме засветились А. Тарковский, А. Кончаловский и С.Светличная.
Рис. 8-9. Марлен хуциев, Маргарита Пилихина и Геннадий Шпаликов на съемках
Три друга - главных героя фильма просто великолепны. Тройка не хуже «Трех товарищей» Ремарка и отличная игра актеров. Единственная роль в кино хуциевского Гамлета-Ромео Валентина Попова. Самый яркий в тройке друзей - Колька друг главного героя в исполнении актера Н. Губенко. Это была первая роль Н. Губенко - позднее последнего Министра культуры СССР, ныне руководителя взбунтовавшегося в 1990-е годы против Ю. Любимова Театра «Содружество актеров Таганки», о котором я писал ранее в посте про Театр на Таганке. Отличный образ тихого, молодого, семейного гражданина СССР в исполнении С.Любшина. Хочется заметить, что мужская мода в 60-е напоминает последние тенденции - укороченные брюки и пиджаки, тренчи и длинные шарфы, густые челки и т.п.:)
Рис. 10-12. Три товарища - В.Попов, Н.Губенко и С.Любшин
Отдельное восхищение просто необходимо выразить юной на тот момент актрисе Марианне Вертинской, дочери знаменитого актера и певца А. Вертинского, которая снялась в фильме М. Хуциева сразу после окончания школы. Марианна старшая сестра Анастасии Вертинской - звезды «Алых парусов» и «Человека-анфибии» и наряду с сестрой одна из первых красавиц советского кинематографа того времени. В качестве непростой влюбленности, "Джульетты" юного главного героя фильма она выглядит прекрасно.
Рис.13-14. Джульетта - Марианна Вертинская
Несмотря на то, что фильм продолжается около трех часов и не дает прямых ответов на сложные вопросы, которые и спустя 50 лет мучают молодое поколение двадцатилетних, смотрится он на одном дыхании и оставляет после себя приятный осадок не зря потраченного времени (как зачастую бывает с культовыми «старыми» фильмами). Очень советую посмотреть этот кинофильм!
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Да, хороший фильм. 60-е, на мой взгляд, вообще были временем своеобразного "интеллектуального прорыва" в нашем кино. Герои тех фильмов думали, задавали вопросы, искали на них ответы. Искали себя и свое место в этом мире. А черно-белые съемки придавали драматичности происходящему на экране. Тоже люблю такое кино. Плюс очарование старой Москвы...
ОтветитьУдалитьОлег.
"Герои тех фильмов думали, задавали вопросы, искали на них ответы. Искали себя и свое место в этом мире. А черно-белые съемки придавали драматичности происходящему на экране."
ОтветитьУдалитьОлег, здорово написали, очень точно подмечено. Застава Ильича стала для меня большим откровением, показавшем для меня то время словно в новом свете. После этого фильма я скупил на озоне все более менее видные фильмы того времени, которые еще не видел (Хуциева и Шпаликова в первую очередь). Теперь у меня план просмотра старых советских фильмов на месяц вперед :)
Анфибия через "м" пишется
ОтветитьУдалитьФильмы Шпаликова, прежде всего, "Застава Ильича", "Я шагаю по Москва" - это гениальная поэзия 20 века, еще не наступило то время, когда Геннадию Шпаликову где-нибудь на против метро Университет поставят памятник!
ОтветитьУдалитьПрошу, если кто видел помочь найти полный перечень актов, которые сыглали все роли в этом фильме. Кинопоиск сайт не дает ответа.
моя почта josif-msk@yandex.ru
"Я шагаю по Москве" - фильм Георгия Данелии, хотя и про те же годы... А ещё сюда же можно добавить "Мой младший брат" Зархи, "Июльский дождь" того же Хуциева... Эти фильмы чем-то похожи по стилистике.
УдалитьЕщё много-много хороших фильмов, снятых в 60-е и позже, но про то время, "весеннее", когда вскрывались ото "льда" творческие реки.
Что касается артистов, занятых в фильме "Застава Ильича", думаю, уже не актуально...