11 марта 2012 г.

Языческая Таганка

Настроение сегодня какое-то загадочное, новости в сети странные - наткнулся вот на статью про языческую Москву. Вообще сегодня вроде бы воскресенье, но первый день рабочей недели, при этом работаем за пятницу. В дополнение ко всему на улице 11 марта и метет снег. Самое время поговорить о мистических таганских капищах и язычестве :)
Языческие Болваны
Есть легенда, что Москва на семи холмах стоит. По разному определяют московские холмы - основная весия такая. Первый - Боровицкий (Кремль), второй холм - Псковская горка, где сегодня улица Варварка, третий холм - Ивановская горка (Хитровка),  на Ваганьковском (четвертом) холме стоит Пашков дом, российская библиотека, Швивая горка в районе Котельнической набережной - пятый холм, памятник Пушкину и площадь его имени расположены на самой вершине Тверского (шестого) холма, а на вершине Сретенского (седьмого) холма стоит Сретенский монастырь. Говорят, что на данных возвышенностях были раположены святилища-капища, составляющие единую языческую систему. Еще добавляют сюда Сухаревку, Коломенское, Кунцево и прочие святые "места силы" в Москве.
Семь холмов Москвы
Капища Москвы можно условно назвать Московским Кругом, в каждом из участков Круга (Коло) проводились мистерии соответствующего времени года или человеческого возраста -Коловрат. Праздества проходили по дням недели, переходя от одного капища к другому. Возможно были празднества, включающие все точки одновременно - с Таганки открывался широкий панорамный вид на Боровицкий холм, на Замоскворечье и Волхонку - зрелище, по видимому, было захватывающим, когда одновременно в разных концах Москвы проводились священные обрядовые действа.
Отвественность между древними славянскими языческими богами за Москву можно было разпределить приблизительно так.
Таганка - Ярило - бог красного холма, весны, утра, ярого жизненного роста, свойственного молодому организму. Празднества этого бога  отмечались весной, и в них преимущественно участвовала молодёжь.
Кремль - Купала - бог, соответствующий максимальному подъёму солнца и жизненных сил природы. Он - бог жизненной зрелости. Купальские праздники отмечаются в середине года, когда год достигает своего апогея.
Волхонка - Велес - бог земли. Он собирает урожай, он плодороден и обилен, но в то же время он уже связан со смертью. Дни осени - времени почитания Велеса - движутся к зиме так же, как пожилой человек движется к смерти.
Замоскворечье - Макошь - состарившийся человек умирает, он как бы переходит в ведение подземных богов, среди которых - упомянутая . Жизненные силы природы, угаснув осенью, уходят под землю. Под землю уходит и солнце, оставляя мир во власти ночи. Воцаряется смерть. Но земля переваривает жизненную материю и подготавливает её Возрождение в новом виде.
Мифические Ярило и Садко
По легендам первое московское поселение было именно на Таганке - на слиянии рек Москвы и Яузы, на Красном холме. Довольно много фактов указывает на существование здесь святилища. По другому Красный холм называли Болванова гора, а старое название Верхнерадищевской улицы - Болвановка. Болванами называли идолов, и поэтому наличие такого топонима мы можем рассматривать как факт, указывающий на существование в этих местах языческого культа. Часто эту возвышенность называли также Швивая горка. Упоминают то слово вшивая, то траву ушву, иногда вспоминают живших здесь швецов. Ещё эту местность называли Чигасы. По Далю древнее слово "чигас" означает огонь.
Храм Никиты Мученика в Афонском подворье вчера и сегодня
Одной из основных точек нахождения в прошлом языческого капища на Таганке называют место, на котором сегодня стоит Храм Никиты Мученика Афонского подворья во дворе дома на Котельнической набережной. Впервые о храме упомянуто в 1476 году, когда большая дуга света одним концом упёрлась в храм Никиты. Другое необычное событие произошло в 1533 году - храм был поражён ударом молнии в алтарь - "прошибе стену и у деисуса попаЛИ злато". В раскопках непосредственно у Храма Никиты в 1997 году были обнаружены глиняные статуэтки: изображение мужчины с ярко выраженным "органом", всадника верхом на чёрте, сидящей обнажённой женщины с ребёнком у ног (считается, что это известный герой русских былин Садко), обнажённого мужчины с волчьей головой и бубном в руках (отец Садко - былинный герой Ван). Статуэтки не имеют аналогов и датированы археологами XIV веком, т.е. когда Красный холм только начинал заселяться горожанами.
Храм Николая Чудотворца на Болвановке вчера и сегодня
Местом священного капища на Таганке можно также попытаться представить и место, где стоит церковь Николая Чудотворца на Болвановке, и пересечение Таганской улицы с Товарищеским (бывшим Чертовым переулком) и многие прочие интересные и таинственные места Таганки. Главное не боятся фантазировать :)
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий