В минувшие выходные праздновалось 45-летие легендарного «Театра на Таганке». В настоящее время театр Юрия Петровича Любимова - основной бренд Таганки. Наберите в поисковике «Таганка», и, в первую очередь, получите перечень ссылок на этот уважаемый театр.
Легенда гласит, что «Театр на Таганке» (рис.1) создан 23 апреля 1964 г. на основе труппы Московского театра драмы и комедии, в которую вошли выпускники Театрального училища им. Щукина (курс Ю. П. Любимова) со своим спектаклем по пьесе Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана». До этого Московский театр драмы и комедии, который был организован в 1946 г.,
ничем не прославился.
Ю.П. Любимов (рис.2) - актер, театральный режиссер, создатель и художественный руководитель Театра на Таганке родился в Ярославле в 1917 г. По отцовской линии он происходит из крестьян. Мать имела педагогическое образование. В 1922 г. семья переехала в Москву. В 1934 году Ю. Любимов был принят в студию при МХАТ-2 и пошло-поехало. На сегодняшний день Ю.П. Любимов поставил в Театре на Таганке более 50 спектаклей.
Помимо Ю.П. Любимова Театр на Таганке известен также тем, что в нем играл Высоцкий В.С. и продолжает играть сегодня Золотухин В.С. (рис. 3.) - о них будет отдельный рассказ.
Рис. 3. Товарищи-актеры Высоцкий В.С. и Золотухин В.С. В 1980 году после смерти Высоцкого Ю.П. Любимов готовит спектакль памяти легендарного артиста и поэта. Этот спектакль власти запрещают. В 1982 году запрещают и следующую постановку - «Борис Годунов». В результате противостояния с властями середину восьмидесятых Ю.П. Любимов провел в эмиграции. Запреты спектаклей, противостояние власти и бунтарский настрой спектаклей Любимова - это, как сегодня принято говорить, «фишка» Театра на Таганке. Правда в наше время это больше напоминает борьбу с ветряными мельницами.
Как написано на сайте Театра: «Театр на Таганке знаменит и любим по всему миру. Каждая его премьера становится событием, как для традиционных таганских зрителей, так и для нового поколения театралов.»
Наверное, это действительно так, но мне как не самому заядлому представителю «нового поколения» театралов спектакли, на которых я был не понравились («Театральный роман» по М.Булгакову и «Замок» по Ф. Кафке). Слишком много в них раздутой метафоричной театральной борьбы с невидимой, ненавистной властью и слишком мало настоящей «драмы и комедии».
Возможно, это просто мое мнение ничего не понимающего «нового театрала». Однако, в кулуарах Театра на Таганке, в очереди к пресловутой вешалке после спектакля, я слышал, как две театралки «старого поколения» переговаривались в следующем ключе: «Пока Ю.П. Любимов жив - мы в Театр на Таганке не ногой». Без комментариев.
Есть у Театра на Таганке и своя «темная история». Соседствующий с ним Театр «Содружество актеров Таганки» был создан в апреле 1993 г., и основу труппы нового театра составили 36 актеров и часть сотрудников театра на Таганке во главе с Н.Н. Губенко (рис. 4).
Разделение театра надвое - результат полуторагодового конфликта между частью коллектива и художественным руководителем театра на Таганке Ю. П. Любимовым, который в те годы большую часть времени жил и работал за границей. Часть труппы под руководством Н. Н. Губенко образовало новый театр и заняло новое здание театра на Таганке, а оставшаяся часть труппы во главе с Ю. П. Любимовым осталась в старом здании.
По словам Н.Н. Губенко основная причина разделения Театра была в том, что: «Есть несколько Любимовых, Первый с 64-го до 83-го года. Бессребреник, которому, кроме творчества, ничего не надо было. Второй с 83-го до 89-го. Этому ничего не надо было, кроме тщеславия, долларов и скандальной славы».
Так, что у каждой монеты две стороны - а у Таганской площади два Театра :) Театр «Содружества актеров Таганки», кстати, очень хвалят - и в ближайшее время я планирую его посетить.
Несмотря ни на что, хочется поздравить действительно легендарный Театр на Таганке с юбилеем, а Ю.П. Любимову пожелать долголетия. Как известно, у каждого правда своя и время всех рассудит.
Разделяю впечатления автора от просмотра двух упомянутых выше спектаклей... Кстати, ни у спектакля "Театральный роман", ни у "Замка" нет антракта, так что сбежать посреди действа (даже если очень захочется) не удастся...)))) Поэтому, друзья, относитесь к вашему выбору со всей осмотрительностью!)
ОтветитьУдалитьВозможно, для просмотра этих спектаклей нужно специфическое философское настроение, которое следует начинать культивировать задолго перед походом в театр :)
ОтветитьУдалитьА в отсутствии антракта в четырехчасовом спектакле, который тебе не нравиться, есть и свои прелести - после него, пусть и не надолго, жизнь кажется такой чудесной :)