24 апреля 2009 г.
Могло Таганки и не быть…
Таганский район один из самых сохранившихся и при этом один из самых «исчезающих» старых районов Москвы. Несмотря на активную точечную застройку и «новомодную» Лужковскую реконструкцию (предполагающую восстановление какого-нибудь маленького домика - памятника архитектуры и сопровождающуюся сносом целого старого квартала позади него со строительством неизменного офисно-торгово-жилого центра с подземной парковокой), Таганка пока еще сохраняет свой неповторимый «старый» вид.
А все могло бы быть иначе. Таганская площадь могла бы стать второй площадью Гагарина, например, (что на Ленинском проспекте в Москве) и тогда - это была бы уже другая Таганка.
В 1934 году архитектором Фридманом был создан проект перепланировки Таганской площади (рис.1).
В соответствии с проектом через Б.Каменщики и Гончарную должен был проходить большой проспект к Красной площади с рабочим названием «Магистраль з-да им. Сталина» (в 1931-1956 годы ЗиЛ назывался ЗиС). Не стало бы Воронцовской, Марскистской и обеих Радищевских улиц. По аналогии с ходовыми названиями московских проспектов сегодня его называли бы, наверное, ЗиЛка :) К счастью данный проект был реализован только частично: построен дом №38 по Гончарной улице и позднее тоннель Садового кольца под площадью.
Рис. 2. Проект прокладки новых транспортных магистралей в Таганском районе в 1930-е годы (источник http://tagankainfo.ru/)
Меж тем при советской власти Таганка постепенно приобретала свой современный вид. В 1945 году на углу с В. Радищевской улицей открылся павильон станции метро «Таганская». В 1960-х годах снесли каменные торговые ряды О. Бове, объединили Нижнюю и Верхнюю Таганские площади, под которыми проложили тоннель, открыли станцию метро «Таганская» Таганско-Красноспресненской линии. Рядом со старыми невысокими домами выросли 16-этажные жилые дома.
Так изобразил очевидец перестройку Таганской площади в 1960-е годы, правда и сегодня из-за непрекращающихся строек ее вид не слишком отличается (рис.3).
Насколько были негуманны советские руководители, разом перечеркивающие ради очередной «стойки века» вековую историю, не только отдельных районов, но и целых городов, всем понятно. Не церемонились тогда ни с людьми, ни с целыми народами.
Но то, что происходит сегодня в Москве, просто поражает. Насколько должны быть циничны современные руководители, принимающие решения об уничтожении истории целых районов столицы, ради постройки очередного, как зачастую оказывается, не всегда нужного, очередного турецкого «стеклянно-платикового ужаса» или новомодного «лужковско-батуринского ампира» с подземной стоянкой? И самое страшное - это то, что раньше подобные судьбоносные решения принимались ради «идеи», а сейчас просто ради денег…
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий