20 мая 2009 г.

Классическая музыка «по-новому»

Если честно, я никогда не любил классическую музыку. В школе предмет «музыка» навевал на меня скуку и прошел как-то стороной мимо меня. Все, что я запомнил из школьных лет обучения, - это прослушивание на уроке музыки произведения «время вперед» (заставка к новостям того времени:) и напевание в разброд всем классом культовой песни из спектакля «Юнона и Авось».
К моему стыду, до недавнего времени мои познания в области классической музыки были на самом примитивном уровне. Я мог соотнести не более пяти имен главнейших классиков музыки с их произведениями и то, благодаря тому, что они у всех на слуху. Например, Моцарта (потому что на двери в детстве был его звонок:), Баха (потому что орган тяжело с чем-то спутать), Мендельсона (т.к. он навевает ужас на всех мужчин с детства:), Бетховена (который, как известно, был глухой и к тому же голливуд прославил одноименную собаку:) и т.п.
Сейчас, по классике жанра, я должен сказать, «но в один прекрасный день все изменилось». Нет, ничего особенного не случилось. Просто я начал слушать классическую музыку и, чего уж я никак не мог ожидать, - она мне понравилась!
Произошло это в начале 2009 г. года, когда газета «Ведомости» своим подписчикам бесплатно раздала первый том коллекционного издания «Музыка на все времена» с музыкальными произведениями композиторов 17 века Вивальди, Корелли и других. К настоящему моменту я прослушал и частично прочитал уже 14 томов этого замечательного коллекционного издания и в ближайшее время планирую собрать их все (рис. 1) .
Рис. 1. Коллекционное издание «Музыка на все времена»

Новый том коллекции выходит каждую неделю в подарочной твердой обложке и содержит произведения в среднем 4 композиторов классической музыки определенного временного периода в виде 2-х CD дисков. Дополнительно в каждом томе содержится около 20 страниц текста жизнеописания представленных композиторов с красочными иллюстрациями, музыкальный словарь, а также подробное содержание произведений данного тома. Всего в коллекцию вошли лучшие произведения 80 композиторов в виде 20 томов с 40 дисками (рис. 2).
Цитата Ведомостей: «Коллекция представляет собой полноценный обзор музыкальной культуры от XVII века до наших дней. Для коллекции были отобраны величайшие произведения музыкального наследия человечества в исполнении лучших оркестров мира. С 30 января по июнь 2009 г. каждую неделю будет выходить новый том коллекции. Диски можно приобрести в киосках и магазинах прессы Москвы или оформив заявку на сайте www.vedomosti.ru/collection». Там же можно почитать более детальную информацию.
Рис. 2. Первый том коллекции - «Вивальди»
Суть чуда, благодаря которому мне удалось начать учиться слушать классику, я думаю, состоит в том, что описываемая коллекция хорошо систематизирована. Она имеет описание жизни композиторов, словарь и прочее, что помогает «чайнику» перебороть свой страх перед ужасной неизведанной глыбой, какой предстает классическая музыка при первом знакомстве.
Благодаря коллекции я стал лучше понимать и узнавать произведения общепризнанных классиков (таких как Бах, Бетховен и др.) и открыл для себя новые имена. Для примера приведу только несколько композиторов, произведения которых стали для меня настоящим откровением. Раньше, если я о них, что-то и слышал, то только мельком. Теперь с удовольствием покупаю и слушаю в MP3 их сборники произведений:
1. Арканджело Корелли (1653–1713) - композитор, скрипач, основоположник классической школы игры на скрипке, главные принципы которой сохранились до наших дней. Корелли противостоял увлечению виртуозной игрой на струнных и заложил основы классической скрипичной техники, которая исходит из подражания человеческому голосу.
2. Георг Фридрих Гендель (1685–1759) - выдающийся немецкий композитор, представитель стиля барокко. Провел большую часть жизни в Англии. Его творчество является завершением и одновременно кульминацией развития европейской музыки барокко.
3. Иоганн Пахельбель (1653–1706) - знаменитый немецкий композитор и органист эпохи барокко, творчество которого является образцом южно-немецкой органной музыки.
4. Луиджи Боккерини (1743–1805) - итальянский композитор, виолончелист, придворный композитор прусского короля Фридриха Вильгельма II. В на его произведениях сформировался классический музыкальный стиль XVIII в.
5. Гектор Берлиоз (1803–1869) - известный французский композитор-романтик, дирижер, открыл эпоху программного симфонизма, тяготел к театрализации симфонической формы.
Наверное, кто-то из продвинутых (особенно, с музыкальным образованием) скажет: «подумаешь, начал, мол, слушать классическую музыку..» Но для меня это действительно большое открытие в жизни и я считаю, что приобщение к классической музыке вообще очень важно для человека, который имеет претензии называться «джентльменом» и т.п. (это я не про себя:).
Я бы даже сказал, что классическая музыка - это один из важнейших элементов «продвинутости» (если так можно выразиться) и/или этапов приобщения к классической культуре в целом и взращивания «тонкого вкуса» во всем для современного джентльмена. По моему мнению, умение слушать и слышать классическую музыку, пожалуй, сродни обладанию, например, хорошими манерами, и уж точно не менее важно, чем умение красиво повязывать галстук.
Вот и слушаем классику - практикуемся :)



1 комментарий: