Если честно, я никогда не любил классическую музыку. В школе предмет «музыка» навевал на меня скуку и прошел как-то стороной мимо меня. Все, что я запомнил из школьных лет обучения, - это прослушивание на уроке музыки произведения «время вперед» (заставка к новостям того времени:) и напевание в разброд всем классом культовой песни из спектакля «Юнона и Авось».
К моему стыду, до недавнего времени мои познания в области классической музыки были на самом примитивном уровне. Я мог соотнести не более пяти имен главнейших классиков музыки с их произведениями и то, благодаря тому, что они у всех на слуху. Например, Моцарта (потому что на двери в детстве был его звонок:), Баха (потому что орган тяжело с чем-то спутать), Мендельсона (т.к. он навевает ужас на всех мужчин с детства:), Бетховена (который, как известно, был глухой и к тому же голливуд прославил одноименную собаку:) и т.п.
Сейчас, по классике жанра, я должен сказать, «но в один прекрасный день все изменилось». Нет, ничего особенного не случилось. Просто я начал слушать классическую музыку и, чего уж я никак не мог ожидать, - она мне понравилась!
Произошло это в начале 2009 г. года, когда газета «Ведомости» своим подписчикам бесплатно раздала первый том коллекционного издания «Музыка на все времена» с музыкальными произведениями композиторов 17 века Вивальди, Корелли и других. К настоящему моменту я прослушал и частично прочитал уже 14 томов этого замечательного коллекционного издания и в ближайшее время планирую собрать их все (рис. 1) .
Рис. 1. Коллекционное издание «Музыка на все времена»
Новый том коллекции выходит каждую неделю в подарочной твердой обложке и содержит произведения в среднем 4 композиторов классической музыки определенного временного периода в виде 2-х CD дисков. Дополнительно в каждом томе содержится около 20 страниц текста жизнеописания представленных композиторов с красочными иллюстрациями, музыкальный словарь, а также подробное содержание произведений данного тома. Всего в коллекцию вошли лучшие произведения 80 композиторов в виде 20 томов с 40 дисками (рис. 2).
Цитата Ведомостей: «Коллекция представляет собой полноценный обзор музыкальной культуры от XVII века до наших дней. Для коллекции были отобраны величайшие произведения музыкального наследия человечества в исполнении лучших оркестров мира. С 30 января по июнь 2009 г. каждую неделю будет выходить новый том коллекции. Диски можно приобрести в киосках и магазинах прессы Москвы или оформив заявку на сайте www.vedomosti.ru/collection». Там же можно почитать более детальную информацию.
Рис. 2. Первый том коллекции - «Вивальди»
Суть чуда, благодаря которому мне удалось начать учиться слушать классику, я думаю, состоит в том, что описываемая коллекция хорошо систематизирована. Она имеет описание жизни композиторов, словарь и прочее, что помогает «чайнику» перебороть свой страх перед ужасной неизведанной глыбой, какой предстает классическая музыка при первом знакомстве.
Благодаря коллекции я стал лучше понимать и узнавать произведения общепризнанных классиков (таких как Бах, Бетховен и др.) и открыл для себя новые имена. Для примера приведу только несколько композиторов, произведения которых стали для меня настоящим откровением. Раньше, если я о них, что-то и слышал, то только мельком. Теперь с удовольствием покупаю и слушаю в MP3 их сборники произведений:
1. Арканджело Корелли (1653–1713) - композитор, скрипач, основоположник классической школы игры на скрипке, главные принципы которой сохранились до наших дней. Корелли противостоял увлечению виртуозной игрой на струнных и заложил основы классической скрипичной техники, которая исходит из подражания человеческому голосу. 2. Георг Фридрих Гендель (1685–1759) - выдающийся немецкий композитор, представитель стиля барокко. Провел большую часть жизни в Англии. Его творчество является завершением и одновременно кульминацией развития европейской музыки барокко. 3. Иоганн Пахельбель (1653–1706) - знаменитый немецкий композитор и органист эпохи барокко, творчество которого является образцом южно-немецкой органной музыки. 4. Луиджи Боккерини (1743–1805) - итальянский композитор, виолончелист, придворный композитор прусского короля Фридриха Вильгельма II. В на его произведениях сформировался классический музыкальный стиль XVIII в. 5. Гектор Берлиоз (1803–1869) - известный французский композитор-романтик, дирижер, открыл эпоху программного симфонизма, тяготел к театрализации симфонической формы.
Наверное, кто-то из продвинутых (особенно, с музыкальным образованием) скажет: «подумаешь, начал, мол, слушать классическую музыку..» Но для меня это действительно большое открытие в жизни и я считаю, что приобщение к классической музыке вообще очень важно для человека, который имеет претензии называться «джентльменом» и т.п. (это я не про себя:).
Я бы даже сказал, что классическая музыка - это один из важнейших элементов «продвинутости» (если так можно выразиться) и/или этапов приобщения к классической культуре в целом и взращивания «тонкого вкуса» во всем для современного джентльмена. По моему мнению, умение слушать и слышать классическую музыку, пожалуй, сродни обладанию, например, хорошими манерами, и уж точно не менее важно, чем умение красиво повязывать галстук.
Саймон Рейвен: "Традиционного джентльмена, то есть человека, чья жизнь основана на правде, чести и обязательстве, свели в могилу определенные проявления враждебного давления со стороны общества, главные из которых - зависть и материализм. Под этим давлением ему пришлось или забыть о своих стандартах превосходства, или, если он не отказался от них, признать что они - никому не нужный анахронизм, объект в лучшем случае насмешки, а в худшем - ненависти."
Samuel Beckett "Ever tried. Ever failed. No matter. Try again. Fail again. Fail better."
Oscar Wilde "Be yourself, everyone else is already taken."
Джеймс Джойс "Закрой глаза и смотри."
Харуки Мураками"Надо идти вверх - подымайся, надо идти вниз - опускайся. Когда нужно будет подыматься, найди самую высокую башню и заберись на верхушку. А когда нужно будет двигаться вниз, отыщи самый глубокий колодец и опустись на дно."
Артур Шопенгауэр "Человеческие стремления и желания всегда обманчиво внушают нам, будто их существование есть конечная цель воли, но стоит только удовлетворить их, как они теряют свой прежний облик и поэтому скоро забываются, делаются для нас стариной, и мы, в сущности, всегда отбрасываем их как изчезнувшие призраки, хотя и не сознаемся в этом. И наше счастье, если у нас еще осталось, чего желать и к чему стремиться, в том, чтобы поддерживать игру вечного перехода от желания к удовлетворению и от него к новому желанию, - игру быстрый ход которой называется счастьем, а медленный страданием, чтобы не наступило то оцепенение, которое выражается ужасной, мертвящей жизнь томительной скукой..."
Айн Рэнд"Моя мораль, мораль разума, содержится в одной аксиоме: реальность существует; в одном выборе - жить. Чтобы жить, человек должен считать высшими, основополагающими ценностями Разум, Цель и Самоуважение. Разум - как единственный инструмент познания, Цель - как выбор счастья, которого можно достичь с помощью этого инструмента, Самоуважение - как нерушимую уверенность в том, что человек способен думать и его личность достойна счастья, что значит - достойна жизни. Эти три ценности подразумевают все остальные человеческие добродетели, которые проистекают из существования и сознания человека: разумность, независимость, цельность, честность, справедливость, эффективность, гордость."
Умберто Эко "Мне остается только молчать... Скоро уж я возвращусь к своим началам... Скоро уж я поступлю туда, в наиширочайшую пустыню, совершенно гладкую и неизмеримую, где подлинно честное сердце изнывает в благостыне. Я погружусь в божественные сумерки, в немую тишину и в неописуемое согласие, и в этом погружении утратится и всякое подобие, и всякое неподобие, и в этой бездне дух мой утратит самого себя и не будет больше знать ни подобного, ни неподобного, ни иного; и будут забыты любые различия, я попаду в простейшее начало, в молчащую пустоту, туда, где не видно никакой разности, в глубины, где никто не обретет себе собственного места, уйду в молчаливое совершенство, в ненаселенное, где нет ни дела, ни образа."
Йозеф Геббельс "Каждый критик должен быть готов в любую минуту и по первому требованию заместить тех, кого он критикует; в противном случае критика теряет свой смысл - она становится наглой, самонадеянной и тормозит развитие культуры."
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить