5 ноября 2009 г.
Бывшие cтарообрядческие храмы Таганки
В переулках Таганки много красивых старинных зданий. Некоторые из них выглядят так, будто сошли со страниц русских сказок о купцах и помещиках. Многие просто поражают своим внешним убранством и изобретательностью мастеров-архитекторов. От отдельных зданий так и веет загадкой и стариной. Когда я только начал жить на Таганке и бродил по ее переулкам, не зная, какую историю несет то или иное здание, я зачастую задавал себе вопросы: «Кто, почему и когда построил это «странное» здание?» Иногда ответы на эти вопросы меня просто поражали, и самые удивительные откровения были связаны с бывшими старообрядческими храмами на Таганке.
Мало кто знает, что раньше из себя представляли эти «забавные», «необычные» и «странные» современные здания - бывшие старообрядческие храмы, разбросанные то тут, то там в Таганских переулках. А жаль... Сегодня эти бывшие храмы, как только не используются и по большей части представляют они из себя очень грустное зрелище.
Мои знакомые и родственники, которым часто случалось прогуливаться со мной по Таганке, начали уже в одно время надо мной подшучивать: когда я спрашивал: «Как Вы думаете, что это было раньше за здание?», следовал полушутливый вопрос-ответ: «Бывший старообрядческий храм?!». Так я всех уморил рассказами про бывшие старообрядческие храмы на Таганке :) Это было бы смешно, если б не было так грустно. Достаточно тяжело поверить сегодня в то, что раньше эти здания были храмами, - на столько они сегодня по образу и содержанию далеки от своей первоначальной функции.
Я уже писал ранее, что Таганка (точнее Рогожская слобода) являлась в прошлом центром российского старообрядчества. Об этом я еще напишу более детально позднее, а сегодня хочется немного рассказать об уцелевших бывших старообрядческих храмах. Только на Таганке сегодня я знаю их четыре, и мало что напоминает об их прошлом. После реконструкции и перепланировки они обезображены внутри и снаружи до неузнаваемости.
Самое известное сегодня широкой публике на Таганке здание, которое раньше было старообрядческим храмом, - это, наверное, «Детский театр» в Детском Таганском парке им Прямикова. Это красивое здание персикового цвета сегодня радует не только детей, но и посетителей парка своим архитектурным изяществом. И мало кто знает, что это бывшая Покровская церковь старообрядческой Каринкинской общины, попечителями которой были зажиточные старообрядцы Рябушинские. Выстроили церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в 1900-х гг., и закрыли по постановлению президиума Моссовета уже в 1935 г., передав здание «по ходатайству Наркомзема СССР для Всесоюзных заочных курсов». У здания непростая история, которая похоже не закончится Детским театром.. (рис. 1-3).
Рис. 1-3. Покровская церковь старообрядческой Каринкинской общины вчера и сегодня
Недалеко от Покровской церкви на улице М. Андроньевской, д. 15 находится Церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской старообрядческой общины, построенная по проекту архитектора И. Бондаренко в 1912 г. Храм был отобран у верующих в середине 30-х гг. и отдан под клуб швейного объединения. Сегодня в бывшем храме за охраняемым зеленым забором находится офис партии «Союз правых сил». Достаточно символично - либералов и демократов не смущает прошлое красивого здания.. (рис. 4-6).
Рис. 4-6. Церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской старообрядческой общины вчера и сегодня
В Чертовом (позднее Дурном переулке, - ныне Товарищеский) в глубине домовладения №6 находился московский центр старообрядцев филипповского согласия, основанный в 1780-х гг. выходцами из г. Кимры В конце 18 века община насчитывала до 300 чел. Окрестные дома были скуплены купцами-филипповцами - эти дворы образовали лабиринт, позволявший скрываться от полиции. После 1905 г. к углубленному в землю зданию моленной пристроили колокольню (сломана в 1926 г.). Моленная была закрыта около 1930 г. (здание снесено в 1982 г., пустое место вошло в состав Детского Таганского парка. В переулок выходили два каменных жилых флигеля с богадельней, которые сохранились в перестроенном виде и сегодня выглядят вот так серо и неприметно.. (рис. 7).
Рис. 7. Бывший московский центр старообрядцев Филипповского согласия
И самая жестокая участь постигла, пожалуй, самую большую и красивую старообрядческую церковь Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке (Новоселенский пер., 6 - во дворах недалеко от кинотеатра «Победа»). Вот как писали о новом храме в начале ХХ века: «Этот единственный в столице храм, где терпеливо подобран полный ансамбль древнего живописного и предметного украшения. Церковь у Покровской заставы полна драгоценных и прекрасных икон, сияющих своими подлинными красками на фоне старой басмы иконостаса, рядом со строго выисканной старинной утварью. Внутреннее благолепие храма создавали иконы, которые собирали по всей России. Пятиярусный иконостас весь обложен древней вызолоченной басмой. На западной наружной стене соборного храма находится над западными дверями больших размеров изображение Успения Божией Матери с предстоящими внизу первосвятителями московскими: митрополитом Петром и митрополитом Алексием». Красивейший старообрядческий храм постройки 1907 г., после закрытия в 1932 г. был передан общежитию на заводе «Станколит», а сегодня превратился в сомнительного вида полуобрушившийся «притон» для гастарбайтеров и маргиналов, которых я там в основном наблюдаю.. (рис. 8-11).
Рис. 8-11. Старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке вчера и сегодня
Некоторым старообрядческим храмам в Москве повезло еще меньше. Так, например, в Успенско-Покровском храме в Бассманном районе располагается спортивный зал «Спартак», а на Серпуховском валу, 16 (Хавская ул.) в храме Святого Равноапостольского князя Владимира и иконы Тихвинской Божией матери до недавнего времени размещался увеселительный гриль-бар. Думаю есть и более грусные примеры..
Результатом варварской политики разрушения храмов в советский период помимо четырех вышеперечисленных только на Таганке стало исчезновение еще как минимум пяти старообрядческих храмов, таких как Успение Пресвятой Богородицы при подворье московского архиепископа (Николо-Ямской тупик), Святого Апостола Петра и Павла (Шелапутинский пер., 1), Святого мученика Сергия и Вакха (Гжельский пер.), Св. Троицы в доме Свешникова (Самокатный пер., 2), Преподобного Сергия Радонежского (в доме Федорова, что на углу Б. и М. Факельные на Таганке).
Таким образом, в 30-е гг. XX века все старообрядческие церкви на Таганке были закрыты, переобустроены под мирные нужды (спортзалы, пивные и столовые) или просто разрушены за исключением Покровского собора старообрядческой Рогожской общины на Рогожском кладбище, который продолжает работу и сегодня. Удалось сохранить только один из десяти старообрядческих храмов на Таганке! Грустная статистика, но это история района, история потери веры, - это история страны…
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Я несколько "обомлел", увидев на колокольне в Рогожке изображения трех мифологических птиц: Сирин, Гамаюн и Алконост.
ОтветитьУдалитьЯ понимаю: начало ХХ-го века, прилив патриотизма (какие интересные параллели(!), псевдо-русский стиль, но... в душе, что-то всколыхнулось.
Я не был на рогожском кладбище. На сколько я понимаю колокольня находится там. При случае обязательно обращу внимание.
ОтветитьУдалитьСчитаю, что бывшие старообрядческие храмы интересны особенно своей "необычной" (с сегодняшней точки зрения) культурой, которую они несли в себе. Жаль, что прошлое наследие не бережется. У старообрядцев можно было многому поучиться и сегодня.
Добрый вечер.
ОтветитьУдалитьДа, я имел в виду колокольню Успенского собора. Она, действительно, рядом с кладбищем. По-моему, ремонт колокольни продолжается (рад был бы ошибиться), поэтому в данный момент трудно что-либо различить.
Успенский собор на сколько я знаю сегодня действующий храм. Может постепенно и в других, описанных мною, бывших старообрядческих храмах возобновятся службы. Было бы интересно. Но сегодня движение старообрядцев в упадке и, пожалуй, этого уже не случится, если не появится на Таганке новый Савва Морозов :)
ОтветитьУдалитьДобрый вечер.
ОтветитьУдалитьНа мой взгляд (весьма поверхностный), старообрядческое течение православной церкви в настоящий момент находится не в упадке (если не рассуждать на тему общего упадка христианства в окружающем нас мире). Старообрядчество находится в своем "исконном" состоянии. Состоянии противостояния. Ни о каком расцвете старообрядчества, и новом Савве Морозове, речь вряд ли может идти. Но...
Но в этом и состоит вся прелесть наших старообрядцев-гусляков. Когда ты смотришь на деревянные кресты, утыканные гвоздями, на райских птиц, украшающих фасад храма, когда ставишь свечу в темном (просто, "закопченом") храме, что-то тихо просыпается в тебе...
А храм-колокольня, для меня - самый красивый храм.
Поэтому, я жду-не дождусь, когда закончатся работы по реставрации.
В начале XX века наблюдался расцвет старообрядчесва, т.к. многие из своих были у власти - Алексеевы, Морозовы и т.д.
ОтветитьУдалитьБыл бы Путин старообрядцем, например, а не "из Питера" - была бы сейчас новая старообряческая эра вместо питерской :) Ну это, конечно, чудеса. Старообрядчество сегодня и интересно в основном за счет своего чуть ли не языческого в современном представлении подхода к вере. Оппозиция всегда нужна и в вере тоже и в лице старообрядчества она однозначно лучше, чем теже иеговисты, хотя бы тем, что она отечественного происхождения. А так каждый найдет свою веру по себе самостоятельно, хотя здесь очень силен фактор воспитания с детства. Сегодня большинство в России верующих воспитано в рамках православия и не куда от этого не денешься. Старообрядцы же потерялись совсем за годы советской власти.
собор на Рогожском кладбище не Успенский, а Покровский
ОтветитьУдалитьkhebeb, спасибо. По Рогожскому кладбищу, не скрою не специалист :) Все никак не доберусь до него.
ОтветитьУдалитьЗабавно, в последнее время часто в Детском таганском парке вижу гуляющую семью очень похожую на ортодоксальных старообрядцев - бородатый мужчина, женщина в длинной юбке, укутанная в платок и такие же дети-девочки с юбками пол. Живут, как я понял в районе пер.Товарищеского- ул.Солженицына. Может возрождаетсся старообрядческая общана на Таганке? :) Было бы интересно.
Меня заинтересовал рис. 9. В правом ни жнем углу можно видеть надпись "МОСКВА КОТОРОЙ НЕТ".
ОтветитьУдалитьМожет быть, Вам известна история этой фотографии?
Благодарю. Вера Николаевна
khebeb, спасибо!
ОтветитьУдалитьВера Николаевна, фото позаисмтвовано мной отсюда http://moskva.kotoroy.net/photos/ Возможно администраторы этого сайта смогут могут помочь - я, к сожалению, про историю фото ничего не знаю.