1 июня 2010 г.
Спасо-Андроников монастырь на Таганке
Если бы меня разбудили ночью и спросили: «Какой вид самый красивый и запоминающийся на Таганке?», я бы не задумываясь ответил - это вид на Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря с лавочки напротив храма. А, возможно, этот вид лучший не только на Таганке, но и во всей Москве? Вполне возможно - не даром на гербе Таганского района изображен именно он (см. рис. 1).
Рис.1 и 2. Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря является древнейшим в Москве монастырским храмом, построенным в XV веке и сохранившимся до нашего времени. Он находится на Андроньевской площади, названной так по монастырю в Рогожской слободе. В 1358 году митрополит Алексий попал в сильный шторм в византийской бухте Золотой Рог близ Константинополя. Он дал обет, что если останется жив, то построит в Москве собор в честь того святого, чья память праздновалась в тот день. Буря застигла его в день Спаса Нерукотворного, и, вернувшись в Москву, в 1361 году Алексий основал в Заяузье Спасский монастырь с главным деревянным собором в честь Спаса Нерукотворного. Настоятелем монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского Андроник, причисленный к лику святых, поэтому монастырь теперь называется Спасо-Андрониковым (рис. 2).
Рис. 3 и 4. Виды на Монастырь из вне
Место, где был основан монастырь, вошло в историю. Близ Спасского монастыря митрополит Киприан благословил князя Дмитрия Донского, возвращавшегося с победой с Куликовской битвы. Видел монастырь и литовских князей Ольгердта и Кейстута, и Тохтамыша, разорившего обитель, и Наполеона. Наполеоновские захватчики расположились в монастыре на постой и образа кололи на дрова.
Рис. 5 и 6. Монастырь внутри
В 1420 году на месте деревянного собора был возведен новый, каменный, сохранившийся до наших дней. Расписывали его знаменитые древнерусские мастера Андрей Рублев и Даниил Черный. Преподобный Андрей Рублев принял постриг в этом монастыре и долгое время был его монахом. Здесь же иконописцы были похоронены, а их могилы не найдены до сих пор. Есть такая легенда о потерянной могиле А. Рублева. В 30-х годах архитектору П.Д. Барановскому удалось отыскать старинную надгробную плиту с надписью XV века. Это произошло поздним вечером, и ученый не смог разглядеть ее как следует. Он отложил изучение находки до утра, сняв только отпечаток с надписи, и просидел над ним всю ночь. Это оказалось единственным, что осталось в руках архитектора. В ту же ночь рабочие раскрошили плиту и посыпали дорожки монастыря, чтобы уберечь их от осенней слякоти. Так была потеряна единственная ниточка, которая, возможно, вела в далекую древность к могиле Андрея Рублева.
Забавно, что в самом монастыре не сохранилось работ великого живописца. Своды и стены Спасского собора, который он расписывал, тщательно сбиты долотом. Это хорошо видно и сегодня внутри храма. Кто это сделал - вопрос. Известный "псевдоисторик" Н. Фоменко утверждает, что вредительство стен храма было произведено во времена первых Романовых, когда историки по заказу новой царской семьи переписывали историю Монгольской руси. По Фоменко они вычеркивали упоминания о междуусобных гражданских войнах русских князей, сотрудничавших с татарами и шедших в бой с татарской символикой на Куликовом поле, что якобы и отражалось на стенах Спасского собора. Также Фоменко утверждает, что Куликовская битва проходила в границах сегодняшней Москвы в районе между сталинской высоткой и Хитровкой. Подтверждений тому приводится много, одно из которых то, что в находящихся неподалеку Спасо-Андрониковом и Симоновом монастырях обнаружено самое большое захоронение воинов куликовской битвы, которых в районе официального Куликовского поля не удалось обнаружить вовсе. Чтож здровое зерно в его рассуждениях определенно есть, а правду уже узнать к сожалению невозможно...
Рис. 7 и 8. В парке у монастрыя
Интересно, что в самом конце XVIII века на входе в монастырь была построена огромная надвратная колокольня, одна из красивейших в Москве, по проекту московского архитектора Родиона Казакова, много строившего в том районе однофамильца и ученика Матвея Казакова. По его замыслу колокольня должна была быть выше Ивана Великого, но Павел I приказал уменьшить ее и не строить выше главной кремлевской колокольни по строгой старомосковской традиции. В 1930 году при большевиках колокольня была и вовсе взорвана.
Рис. 9 и 10. Вид на монастырь в конце XIX века до снесения колокольни
После революции монастырь сильно пострадал. В 1919 году в нем были устроены пролетарские квартиры для рабочих Рогожско-Симоновского района. Весной 1922 года изъяли ценности и разместили здесь колонию для беспризорных детей. Для них на территории бывшего монастырского кладбища была устроена футбольная площадка. Начиная с 1949 года и по сегодняшний день в Спасо-Андрониковом монастыре работает музей древнерусской живописи им. Андрея Рублева. В 1989 году монастырь был возвращен Православной Церкви.
Сегодня Спасо-Андроников монастырь является полной противоположностью своему ближайшему соседу - Покровскому монастырю. Если Вы хотите погрузиться в людскую суматоху и бесконечные очереди - Вам следует отправиться в Покровский монастырь, но заранее запаситесь временем и терпением. Если же Вы ищите тишину, покой и место, где время словно бы остановилось, Вам следует неспеша погулять в Спасо-Андрониковом монастыре и вокруг него - спокойствие и умиротворение унесете Вы оттуда.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Здравствуйте! Всегда с интересом читаю новые посты про Таганку, родной район, несмотря на то что переехал в соседний Нижегородский.Информативно,хорошие иллюстрации. Правда, вот в этой статье немного покоробило словосочетание "религиозный экстаз под службу из динамиков" в Покровском монастыре. Мне кажется, это больше применимо к сектам или к ультраправославным, их мне там наблюдать не приходилось, все больше как-то "захожане".
ОтветитьУдалитьМаксим.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьМаксим, добрый день!
ОтветитьУдалитьСпасибо за отзыв! Наверное Вы правы - я немного переборщил с "громкими" эпитетами. Удалил эту часть из поста. Просто мне не очень нравится, как развивается Покровский монастырь, во главу угла в котором, как мне кажется, сегодня ставится не религия, а зарабатывание денег и я даже не знаю, что еще... Кстати, служба из динамиков - это не выдумка. Сходите туда вечером - послушайте. Забавное действо - правда секту напоминает немного. Грустно это все очень. Монастырь уже не тот что был всего пять лет назад, что будет еще через пять - даже представить сложно.
Хорошо, что Вы отреагировали на мой провокационный выпад в стороны Покровского монастыря - я узнал, что есть читатели постов про старую Таганку А то мне кажется, что никому особенно не интересны подобные темы в блоге. Еще раз спасибо за инетерес!
Добрый вечер, Святой! Поначалу открыл для себя Ваш блог прежде всего как гид по одежде и мужскому стилю,в чем вообще ничего не смыслю. А сейчас разглядел и краеведчески-ликбезный аспект, все-таки Вы пишете о том, что визуально мне очень хорошо знакомо и близко, лишь недоставало знаний. Очень приятно, что Вы так позитивно восприняли мое замечание и убрали из поста нотку сарказма. Меня самого немного смущает то, что доводится видеть в Покровском монастыре. Внешне вроде облагораживается территория,создаются условия, чтобы люди легче переносили тяготы стояния в очередях, монастырь как бы поворачивается к людям, но напрягает меня именно то, что стало модно ходить в Покровский монастырь к мощам св. блаженной Матроны, если сильно прижмет. Подобное потребительское отношение, делает из церкви ларек с крестом, когда нет особого дела до Бога, а нужно всего-то поставить свечку и загадать желание, или сорок свечей, тогда уж точно исполнится, и спокойненько пойти по своим делам. Кстати, насколько я знаю подобное положение дел вызывает недовольство и настоятеля храма в монастыре. Громкоговорители мне тоже не нравятся, есть в этом что-то навязчивое. Правда, у монастыря ярко выраженная миссионерская линия,наверно, с этим и связано решение вывести динамики на улицы. Может, чтобы люди хоть в очереди познакомились с ходом службы и еще когда-нибудь заглянули в храм помолиться.Главное тут меру найти, а то можно и обратный эффект получить.
ОтветитьУдалитьМаксим.
#потребительское отношение, делает из церкви ларек с крестом#
ОтветитьУдалитьВот это меня больше всего и беспокоит - за деревьями не видно леса.
#у монастыря ярко выраженная миссионерская линия,наверно, с этим и связано решение вывести динамики на улицы#
Благими намерениями известно куда дорога выстлана. Такими темпами в Покровском монастыре скоро начнутся "песнопения с хлопанием в ладоши" на манер американских. Как мне кажется, отличительно чертой Православия всегда была именно архаичность и ортодоксальность, а здесь такое нововведение - служба в динамиках. Жутковато это выглядит -апокалиптичная картина выходит...
#Поначалу открыл для себя Ваш блог прежде всего как гид по одежде и мужскому стилю.. а сейчас разглядел и краеведчески-ликбезный аспект#
Максим, похоже Вы мой "идеальный читатель" :), если в таких категориях можно размышлять. Вообще мой блог, конечно, просто зеркало квинтесенции того, что интересно именно мне. Но если смотреть шире, то я за то, что б в человеке все было красиво - и внешний вид и внутренний мир. Спасибо Вам еще раз за внимание!
При чем здесь сам монастырь, это же люди туда "захаживают"
ОтветитьУдалитьИдут, потому как знают, что Матрона всем помогает
И из любопытства, кстати, уж точно никто не поедит в монастырь - значит человека просто к стене прижало
Динамики - отлично, много людей просто не в курсе как и когда проходят службы, а стоя в длинной очереди это помогает сконцентрироваться
Там замечательная детская площадка, здравомыслящие охранники, даже ворота в парк открыли
Раньше в храме был спортивный зал
То что кто-то что-то зарабатывает не в меру, это точно никто не знает и к тому чтобы пойти приложиться к мощам Матроны не имеет отношения, за это же деньги не берут
Спасибо за интересную статью про Спасо-Андронников монастырь
И вообще интересна любая информация про наш район, особенно фотографии))
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить