30 августа 2018 г.

Бойцовский клуб Индуизма


В начале 2000 года, вскоре после того, как поступил учиться в университет в Москве, я посмотрел первый свой фильм в жизни в современном кинотеатре. Это был Бойцовский клуб Дэвида Финчера с Брэдом Питтом и Эдвардом Нортоном. После фильма я не спал всю ночь. Просто лежал в ванне в своей общаге и смотрел в потолок. У меня было какое-то подобие лихорадки. Тогда я думал, что это произошло из-за знакомства со спецэффектами на большом экране.

Впоследствии я пересматривал фильм многократно и прочитал одноименное произведение Чака Поланика. Что же было в Бойцовском клубе такого, что вывело мою психику из состояния равновесия? Интересно поразмышлять об это сейчас спустя почти 20 лет. Все откровения, полученные от данного фильма, мною до сих пор не расшифрованы. Попробую описать некоторые из них с точки зрения последних знаний, полученных из йоги и индуизма.

Бойцовский клуб

Откровение первое «Потребление - это рабство»

В индуизме есть такое понятие, как «чакры» –  энергетические центры, схематически распределенные по тонкому телу человека снизу вверх, отвечающие за различное качество энергии. Чем в более высоком центре находится наше сознание и энергия, тем более она возвышенная и чистая.

Выделяют два низших  энергетических центра в промежности, отвечающие за животные инстинкты самосохранения и размножения - "Муладхара" и "Свадхистана". Три центра находятся в районе пупка, солнечного сплетения и горла и отвечают за стиль общения человека с обществом ("Манипура" - эгоизм, "Анахата" - альтруизм "Вишудха" - идеализм). Есть также два высших центра, отвечающих за общение с божественными энергиями, в районе межбровья - "Аджна" и темени - "Сахасрара".       

«Если можно проснуться в другом времени и в другом месте, нельзя ли проснуться другим человеком?» – этим вопросом задавался главный герой Бойцовского клуба, тяготившийся жизнью офисного клерка на ненавистной работе.

С точки зрения индуизма на данном этапе эволюционного развития для того, чтобы люди не скатились до низменных животных инстинктов и на планете не начался хаос разрушения, человечество постепенно достигло определенного баланса на уровне чакры в районе пупка - «Манипуры». Данная чакра отвечает за упорядоченность, систематизацию, эгоизм, получение выгоды, аппетит и жадность. В результате человечество застряло на уровне культа потребления, всячески пропагандируя его детям с малых лет. 

Главный герой Бойцовского клуба страдал, зависнув в бессмысленности и лживости жизни в обществе потребления. "Мир это — копия, снятая с копии, которая в свою очередь снята с копии. Это твоя жизнь, и она становится короче каждую минуту. "
Таинственный Тайлер Дерден, неожиданно появившийся в жизни главного героя Бойцовского клуба, утверждал: «Мы вкалываем на фабриках и в офисах. Нас дразнят, рекламируя машины и одежду. Мы работаем на работе, которую ненавидим, чтобы покупать ненужные нам вещи.»

Тайлер Дерден взорвал квартиру главного героя, поспособствовал увольнению с работы и подарил ему новую жизнь. «Ты – не твоя работа, ты - не твои деньги, ты - не твоя машина, ты - не твоя гребаная одежда!» - это был основной посыл, который транслировал Тайлер Дерден в мир. 
Тайлер Дерден предлагает использовать главному герою для понимания своего места в жизни одну из самых популярных медитаций ведической культуры, которая называется «Ты – не то». В ходе такой медитации практикующий отрицательно отвечает на серию вопросов о том, кем он является. «Ты – это не твое тело, ты  - это не твой ум и т.п.» В конечном итоге практикующий должен понять, что его эгоистическая картина мира ошибочна, т.к. он является неотъемлемой частью Атмана – высшего разума, Абсолюта.      
Откровение второе «Аскетизм - это свобода»

С точки зрения индуизма Тайлер Дерден выступает для главного героя в роли Шивы-Разрушителя его старой жизни. Шива один из 3-х основных богов индуизма помимо Брахмы и Вишну. Он отвечает за статическое мужское начало вселенной и за ее разрушение по окончании очередного жизненного цикла. Тайлер Дерден говорит: «Вещи, которыми ты владеешь, в конце концов начинают владеть тобой. Лишь утратив все до конца, мы обретаем свободу. Перестань пытаться все контролировать и просто отпусти. Ты должен все оставить.»

Главный герой перебирается в заброшенный дом, начинает вести очень аскетичную жизнь, занимаясь боями и тренировками под чутким руководством Тайлера Дердена и становится счастлив на какой-то период времени. По аналогии в индуизме Шива является покровителем практиков йоги и аскетов. 

Смотреть исходное изображение

Шива, являясь главным Богом одного из направлений индуизма - шиваизма, имеет более десяти аватаров, характеризующих различные аспекты сознания и силы вселенной. Многие из аватаров являются гневными божествами. В этом смысле многоликий, агресивный и одновременно загадочный, привлекательный Тайлер Дерден является хорошим его олицетворением в Бойцовском клубе.  

В основе культа шиваизма находится Шива-лингам, являющийся символическим изображения мужского полового органа. В фильме можно проследить постоянные отслыки к данному образу. Кроме того, главная героиня Бойцовского клуба Марла Сингер может быть рассмотрена, как женская ипостась-антагонист Шивы - Шакти (энергия), одним из проявлений которой является гневная богиня Кали.
 
Отсылки к образу Тайлера Дердена - Шивы с точки зрения современной психологии могут обозначать скрытые стремления главного героя Бойцовского клуба найти опору в жизни во фрейдовском "Оно", отражающем природные инстинкты и тёмную, недоступную часть нашей личности.        
Откровение третье «Саморазвитие - это счастье»
С точки зрения теории чакр Тайлер Дерден для достижения счастья в жизни предлагает перестать держать энергию на уровне «Манипуры», как делает все «общество потребления» и опустить ее вниз до уровня животных инстинктов. По его мнению на уровне низших чакр достаточно удовлетворять сексуальные потребности на «Свадхистане» (в этом главному герою помогает знакомство с Марлой Сингер) и потребности в выплеске гнева и агрессии на «Муладхаре» (для этого создается Бойцовский клуб).    
Сливая энергию в больших количествах на низших чакрах, главный герой доводит себя до физического и душевного истощения. Счастье на низших чакрах длится не долго и приводит его в лице Тайлера Дердена к желанию разрушать устои общества посредством профашистского террористического проекта "Разгром" и, в конечном итоге, доводит его до саморазрушения и суицидных настроений.

В конце фильма дается намек на то, что главный герой понял свою ошибку и заблуждения Тайлера Дердена по поводу возможности счастья на низших чакрах. Совершив акт самоубийства-самопожертвования и оставшись с главной героиней, он собирается на руинах старого мира (гнев - "Манипура", удовольствия - "Свадхистана" и потребление - "Манипура") стоить новую действительность, основываясь на более высоких энергиях любви, альтруизма и чувства долга (чакры "Анахата", "Вишудха" и "Аджна").

После просмотра финальных кадров можно только пожелать удачи главному герою и посоветовать заниматься йогой и медитацией для достижения поставленных целей в поднятии энергии к высших чакрам и саморазвитии. И хотя Тайлер Дерден утверждал: "Самосовершенствование - не более, чем мастурбация, самоуничтожение - вот что действительно важно." - с этим его утверждением, в отличие от предыдудщих, я не могу согласится.

1 комментарий: